Эффективная работа с 3ds max 7.5

       

Выделение подобъектов


Преобразования могут применяться не только к объектам, но и к их составным частям — подобъектам, поэтому умение выделять подобъекты различных уровней играет существенную роль в окончательной доводке формы геометрических моделей. Подобъектами (subobjects) в max 7.5 называют составные части объектов сцены: вершины и сегменты сплайнов; вершины, ребра, грани и полигоны сетчатых оболочек трехмерных тел; опорные точки и управляющие вершины NURBS-кривых и поверхностей и т. п. Название «подобъект» применяют также к составным элементам специальных инструментов — модификаторов, широко используемых в max 7.5 для различных целей, в частности для редактирования формы объектов. Отдельные модификаторы могут иметь такие подобъекты, как габаритный контейнер (Gizmo), центр (Center), ось (Axis) и т. п. С некоторыми типами подобъектов вы уже познакомились в главе 1, о других вам еще только предстоит узнать.

ЗАМЕЧАНИЕ

Подробнее о модификаторах и их использовании вы узнаете из главы 8, «Совершенствуем навыки модификации объектов».                                   

Для выделения подобъектов применяются те же средства и приемы, что и для выделения объектов. Подобъекты можно выделять, последовательно щелкая на них кнопкой мыши при выбранном инструменте Select Object (Выделить объект) или рисуя вокруг совокупности подобъектов выделяющую рамку. Однако существенной особенностью выделения подобъектов является то, что для этого должен быть включен режим, разрешающий выделение подобъектов того или иного уровня.

Подобъекты допускают выделение (без каких-либо дополнительных мер) только для некоторых типов объектов, в частности для сплайнов-линий, а также для кривых и поверхностей типа NURBS. Для всех остальных объектов категорий Geometry (Геометрия) и Shapes (Формы) прямой доступ к подобъектам невозможен и требует выполнения одного из следующих действий:




преобразования объекта к одному из редактируемых типов, таких как Editable Mesh (Редактируемая сетка), Editable Patch (Редактируемый кусок), Editable Poly (Редактируемая полисетка) или Editable Spline (Редактируемый сплайн);

преобразования объекта в кривую или поверхность типа NURBS;



применения к объекту одного из модификаторов, таких как Edit Spline (Правка сплайна) для линий, Edit Mesh (Правка сетки), EditPoly (Правка полисетки) или Edit Patch (Правка куска) для трехмерных тел.

Со способами преобразования объектов к редактируемым формам, а также с типами и порядком применения модификаторов к объектам мы будем знакомиться по мере необходимости.

Для выделения подобъектов в общем случае нужно выполнить следующие действия:

1. Выделить объект, являющийся сплайном типа Line (Линия), кривой или поверхностью типа NURBS или одним из объектов редактируемого типа. Перейти на командную панель Modify (Изменить). В текстовом поле командной панели Modify (Изменить), расположенном под раскрывающимся списком Modifier List (Список модификаторов) и называемом окном стека модификаторов (modifier stack), появится дерево подобъектов. Дерево изначально свернуто, о чем говорит значок «плюс» в квадратике слева от наименования выделенного объекта, как показано на рис. 4.12.



Рис. 4.12. Чтобы развернуть дерево подобъектов, нужно щелкнуть на квадратике со знаком «плюс» слева от имени объекта

ЗАМЕЧАНИЕ

Нам приходится оперировать понятием стека модификаторов, с которым вам предстоит познакомиться только в главе 8, «Совершенствуем навыки модификации объектов». Пока что достаточно представлять себе, что стек модификаторов — это сохраняемая в файле сцены «история жизни» объекта, в которую последовательно заносятся записи обо всех модификаторах, применяемых к объекту в ходе его редактирования. В начале стека помещается наименование типа объекта. На командной панели Modify (Изменить) стек по мере добавления модификаторов растет снизу вверх, так что наименование типа объекта оказывается в самом низу.

<


2.   Чтобы развернуть дерево доступных подобъектов, щелкните в окне стека модификаторов командной панели Modify (Изменить) на квадратике со значком «плюс» слева от наименования типа выделенного объекта. Это наименование представляет собой заголовок дерева подобъектов. Например, для объектов типа Editable Mesh (Редактируемая сетка) доступными подобъектами являются Vertex (Вершина), Edge (Ребро), Face (Грань), Polygon (Полигон) или Element (Элемент), как показано на рис. 4.13.



Рис. 4.13. Выбор одной из ветвей дерева подобъектов равносилен щелчку на соответствующей кнопке выделения подобъектов командной панели Modify

Выберите строку с наименованием нужного подобъекта, при этом она подсветится желтым цветом. Для выбора нужного уровня выделения подобъектов можно с тем же успехом воспользоваться кнопками, расположенными в верхней части свитка Selection (Выделение), значки которых символически изображают доступные типы подобъектов (см. рис. 4.13). Кроме того, те же самые подобъекты можно выделить с помощью команд подменю Sub-objects (Подобъекты) раздела tools1 (инструменты1) четвертного меню, вызываемого по щелчку на объекте правой кнопкой мыши и показанного для примера на рис. 4.14 применительно к редактируемой сетке. Все три названных способа выделения подобъектов совершенно равноправны и взаимозаменяемы.



Рис. 4.14. Команды выбора подобъектов содержатся в разделе tools1 четвертного меню

3. Щелкните на кнопке Select Object (Выделить объект), на кнопке одного из трех комбинированных инструментов выделения и. преобразования объектов — Select and Move (Выделить и переместить), Select and Rotate (Выделить и повернуть) и Select and Uniform Scale (Выделить и равномерно масштабировать) или просто нажмите одну из клавиш q, w, е или r. Переместите курсор в окно проекции и выделите один или несколько подобъектов, выбранных в списке Selection Level (Уровень выделения), щелкая на каждом из них кнопкой мыши или применяя выделяющую рамку. При этом как объекты в целом, так и подобъекты других типов будут заблокированы от выделения.

4. Выполните необходимые преобразования подобъектов. Чтобы вернуться с уровня выделения подобъектов на уровень объектов, щелкните в поле стека модификаторов на заголовке дерева подобъектов или щелкните на объекте правой кнопкой мыши и выберите команду Top Level (Верхний уровень) в подменю Sub-objects (Подобъекты) раздела tools1 (инструменты1) четвертного меню.


Содержание раздела