Имитируем паркет «МАХ-кафе» с помощью шахматной карты и растровых текстур
В продолжение экспериментов по созданию простых стандартных материалов, основанных на картах текстур, попробуем подготовить материал несколько более сложной структуры. В его составе в качестве цвета диффузного рассеивания будет использоваться шахматная карта, которая, в свою очередь, будет включать в себя две растровые карты, имитирующие текстуры двух пород дерева. Вид трехуровневой иерархической структуры такого материала в окне диалога Material/Map Navigator (Путеводитель по материалам/картам текстур), вызываемом щелчком на одноименной кнопке Редактора материалов, показан на рис. 14.69.
Рис. 14.69. Структура стандартного материала на основе шахматной карты
Чтобы создать подобный материал, выполните следующие действия:
1. Если вы по каким-то причинам не сохранили файл с материалами, настроенными в предыдущем упражнении, загрузите сцену с нужными материалами из папки Scenes\Glava_14 компакт-диска, прилагающегося к книге, где она хранится в файле под именем MAX-kafe13.max. Сохраните файл с инкрементированием имени.
2. Активизируйте очередную свободную ячейку Редактора материалов и назовите новый материал Parket. В свитке Blinn Basic Parameters (Базовые параметры раскраски по Блинну) настройте параметры материала следующим образом: Ambient (Подсветка) = (100; 44; 22), коричневый; Diffuse (Диффузный) = (196; 119; 58), светло-коричневый; Specular (Зеркальный) = (248; 239; 213), светло-желтый. Придайте материалу некоторый блеск, хотя и не слишком яркий: Specular Level (Сила блеска) - 36, Glossiness (Глянцевитость) = 46. Сделайте края блика достаточно размытыми: Soften (Размыть) = 0,8. Щелкните на маленькой квадратной кнопке справа от цветового поля параметра Diffuse (Диффузный) и выберите в появившемся окне просмотра материалов и карт текстур карту типа Checker (Шахматная карта).
3. Настройте параметры шахматной карты. В свитке Checker Parameters (Параметры шахматной карты) щелкните на образце цвета Color # 1 (Цвет № 1) и выберите для него насыщенный коричневый оттенок с RGB-компонентами (161, 53, 0). Для параметра Color # 2 (Цвет № 2) подберите полунасыщенный желтый цвет (223; 194; 106).
4. Подберите текстуры для каждого из двух компонентов цвета шахматной карты. Щелкните на кнопке группы Maps (Карты текстур), относящейся к параметру Color # 1 (Цвет № 1), и выберите в окне просмотра материалов и карт текстур карту типа Bitmap (Растровая карта). В свитке Bitmap Parameters (Параметры растровых текстур) щелкните на длинной кнопке без надписи и выберите файл растровой текстуры, изображающей рисунок древесины. Из соображений гармонии мебели и паркета выберите тот же файл Burloak.jpg с текстурой распила дубового капа, который использован в материале столов и кресел. Оставьте все параметры растровой карты в исходном состоянии и вернитесь на уровень шахматной карты, щелкнув на кнопке Go to Parent (Перейти к составному материалу). Теперь аналогичным образом назначьте растровую карту текстуры второму компоненту шахматной карты и подберите для нее подходящий файл с изображением древесины. Например, можно использовать фотографию дубовой доски из файла Oakqrtr.tga, входящего в комплект поставки max 7.5 (этот файл имеется в папке Maps компакт-диска, прилагающегося к книге). Все параметры этой растровой карты также оставьте в исходном состоянии и снова вернитесь на уровень шахматной карты. У вас должен получиться материал, подобный показанному на рис. 14.70.
Рис. 14.70. Стандартный материал на основе шахматной карты в качестве текстуры цвета диффузного рассеивания
5. Чтобы клетки паркета были соразмерны с элементами интерьера кафе, в свитке Coordinates (Координаты) установите кратность повторения текстуры по обеим осям U и V равной 12 (рис. 14.71). Перейдите с уровня шахматной карты на уровень материала и сохраните его в библиотеке MAX-kafe.mat. Назначьте новый материал объекту Pol, который должен при этом приобрести вид, показанный в начале главы на рис. 14.5. Сохраните сцену под измененным в начале упражнения именем — MAX-kafe14.max.
Рис. 14.71. Материал Parket с кратностью повторения узора шахматной карты, равной 12 по обеим осям U и V