Эффективная работа с 3ds max 7.5

       

Редактирование сеток кусков Безье


Сетка кусков Безье является параметрическим объектом и не допускает непосредственного редактирования на уровне подобъектов. Переход к редактированию сеток трех- и четырехугольных кусков Безье на уровнях подобъектов связан с необходимостью или применить к ним модификатор Edit Patch (Правка куска), или преобразовать их к типу Editable Patch (Редактируемый кусок). Если применить этот модификатор или названное преобразование к объекту, созданному изначально в виде обычной полигональной сетки, этот объект также автоматически преобразуется в редактируемую сетку, состоящую из кусков Безье.

Итак, для редактирования сеток кусков Безье на уровнях подобъектов поступайте одним из следующих способов:

чтобы применить к трехмерному объекту любого типа, включая и сетку кусков Безье, модификатор правки куска, следует выделить объект, перейти на командную панель Modify (Изменить), раскрыть список Modifier List (Список модификаторов) и щелкнуть на строке Edit Patch (Правка куска) или выполнить цепочку команд меню Modifiers > Patch/Spline Editing > Edit Patch (Модификаторы > Правка сплайна/куска > Правка куска);

чтобы преобразовать сетки кусков Безье, трехмерные объекты-примитивы или объекты, созданные методом лофтинга, к типу Editable Patch (Редактируемый кусок), следует выделить объект, перейти на командную панель Modify (Изменить), щелкнуть на наименовании типа объекта в окне стека модификаторов правой кнопкой мыши и выбрать в разделе Convert To (Превратить в) появившегося меню команду преобразования объекта-примитива в объект типа Editable Patch (Редактируемый кусок). Команда Convert to Editable Patch (Превратить в редактируемый кусок) имеется также в подразделе Convert To (Превратить в) четвертного меню, вызываемого щелчком правой кнопкой мыши в окне проекции при выделенном объекте;

чтобы преобразовать к типу редактируемого куска Безье объекты, созданные методами вращения или выдавливания, а также другие объекты, имеющие модификаторы в стеке, необходимо использовать команду Convert To > Convert to Editable Patch (Превратить в > Превратить в редактируемый кусок) четвертного меню или просто применить к таким объектам модификатор Edit Patch (Правка куска).




После выполнения указанных действий в нижней части командной панели Modify (Изменить) появляются свитки Selection (Выделение), Soft Selection (Плавное выделение), Geometry (Геометрия) и Surface Properties (Свойства поверхности). Свитки Selection (Выделение) и Soft Selection (Плавное выделение), как вы уже догадались, служат для облегчения действий по выделению различных подобъектов. Собственно инструменты редактирования сеток кусков находятся в свитке Geometry (Геометрия), показанном на рис. 8.62. Состав доступных инструментов свитка зависит от выбранного под-объекта. Правка сетки кусков Безье может выполняться на уровне объекта, на уровне вершин, ребер и отдельных кусков.

 


Рис. 8.62. Верхняя (слева) и нижняя (справа) части свитка Geometry с инструментами правки сеток кусков Безье на уровне кусков

Для редактирования на уровне объекта в окне стека модификаторов должен быть выделен заголовок дерева подобъектов — строка Edit Patch (Правка куска) или Editable Patch (Редактируемый кусок). Чтобы перейти на уровень подобъекта, щелкните на квадратике со знаком «плюс» слева от заголовка дерева подобъектов и выберите в раскрывшемся списке один из допустимых вариантов: Vertex (Вершина), Edge (Ребро), Patch (Кусок) или Element (Элемент).

Как указывалось в тексте главы 5, ребрами куска Безье считаются только сплай-новые кривые, ограничивающие кусок снаружи и представляющие собой как бы рамку, заключающую в себя фрагмент обычной полигональной сетки. Вершинами куска являются точки соединения его ребер. У четырехугольного куска Безье есть четыре допускающих правку вершины, как показано на рис. 8.63, а у треугольного — три. При выделении любой из этих вершин становятся доступными для преобразований касательные векторы с маркерами на концах. Ребра полигональной сетки, разделяющие кусок на ячейки, называются внутренними ребрами. Они не могут быть выделены в качестве подобъектов куска, так же как и вершины внутренних ячеек, и не подлежат редактированию. Таким образом, у кусков Безье гораздо меньше подобъектов, чем может показаться на первый взгляд. Удобство использования кусков Безье в качестве строительного материала для трехмерных объектов состоит именно в том, что за счет манипулирования сравнительно небольшим числом подобъектов можно управлять формой целого фрагмента сетки, образующей поверхность объекта.

 


Рис. 8.63. Подобъекты четырехугольного куска Безье


Содержание раздела